СМИ: Мастер современной иконы | Новости Владимирская область за 03.02.2020 (Февраль 2020 года)

Мастер современной иконы

Мастер современной иконы

Мастер современной иконы

Мастер современной иконы

Мастер современной иконы

Фото: 33mayak.ru

В выставочном зале Мстерского художественного музея развернута выставка художника иконописца Андрея Георгиевича Грачева, приуроченная к его 55-летию.

В выставочном зале Мстерского художественного музея развернута выставка художника иконописца Андрея Георгиевича Грачева, приуроченная к его 55-летию. На ее открытии присутствовала большая группа мастеров кисти, преподавателей, учеников, друзей, а также родных и близких художника. Во вступительном слове куратор выставки, искусствовед Татьяна Евгеньевна Коткова напомнила основные вехи жизни и творчества художника, коснулась отдельных его работ, которые здесь демонстрировались. Познакомим и мы вкратце читателей с биографией иконописца. Родился Андрей Георгиевич Грачев 9 января 1965 года в Горьком. Поступив во Мстерскую художественную школу, азам миниатюрной живописи учился у своего близкого родственника Геннадия Валентиновича Грачева. После окончания школы и службы в Морфлоте работал на фабрике «Пролетарское искусство»; преподавал в детской школе искусств Нижнего Новгорода; окончил Костромской пединститут им. Н.А. Некрасова. Затем вернулся во Мстеру и более двадцати лет преподавал композицию и иконопись в Мстерском художественном училище им. Ф.А. Модорова, занимаясь при этом творчеством и участвуя в областных, всероссийских и международных выставках.

Он член Союза художников России, отмечен многими наградами, в том числе Грамотой правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», Почетной грамотой Законодательного Собрания Владимирской области, серебряной медалью РТОО СХ России «Традиции – Духовность – Мастерство» — список можно продолжать. Главная же награда – признание коллег и любовь простого зрителя, не слишком искушенного в тонкостях иконописи, но стремящегося хоть немного приблизится к пониманию этого сакрального вида искусства, восходящего к творениям самого Андрея Рублева. И вот современный его представитель – Андрей Грачев. Можно ли назвать испытанием медными трубами все те высокие оценки своего творчества, которые он услышал из уст коллег-художников, называвших его «одним из лучших» и даже «лучшим»? Вряд ли слова эти, безусловно, сказанные искренне и от души, коснулись его глубинной сути. И, тем не менее, высказывания присутствующих были очень весомы. «Андрей Грачев поднял иконописное искусство Мстеры на высочайший уровень, – сказал заслуженный художник России, профессор Владислав Федорович Некосов. – Его работы отличает философский взгляд и глубокое проникновение в духовную суть создаваемых им образов, среди которых нет второстепенных». Высказали добрые слова в адрес мастера и дали свою оценку его работам Николай Александрович Шаландин, Владимир Анатольевич Курчаткин, Инна Игоревна Юдина, Анатолий Константинович Якимов, Денис Владимирович Молодкин, Светлана Алексеевна Прохорова, Геннадий Валентинович Грачев, Юрий Анатольевич Лебедев и многие другие. Были на открытии выставки и два совсем юных учащихся художественной школы, живо интересующиеся и постигающие в теории и на практике искусство иконописи, Кирилл Малышев и Роман Калинин. По словам Кирилла, выставка ему очень понравилась, работы привлекают своим тонким письмом, особым колоритом, поэтому интересно рассматривать в них каждую деталь. Действительно, всё, что художник решил показать зрителю, не могло не восхищать: «Святая Троица», «Благовещение», «Богоматерь Неувядаемый цвет» и другие иконы написаны с большим мастерством, цветовая гамма тонко гармонизирована и оставляет у зрителя в памяти светлые образы Спасителя, Богородицы, почитаемых Святых. И совсем другими красками — более насыщенными резкими тонами — черным, багровым — написана икона «Страшный суд». Интересны и шкатулки А.Г. Грачева, скажем, «Детство золотое», где через навеянные воспоминаниями картинки детства художник показывает в миниатюре историю страны, светлый образ не такого уж и далекого ее прошлого: «Кто сказал, что мы плохо жили!», — вспоминаются слова песни. Впервые художник показал на выставке и работу этого года, икону «Образ Святого Андрея Первозванного». Несомненно – это новая, еще более высокая ступень в творчестве иконописца. Привлекают внимание зрителей и два панно. Название одного из них читается по верхнему краю: «Для того, чтобы тучи рассеялись». А внизу художник поместил строки стихотворного посвящения, им же написанного: «Посвящается всем, не пришедшим с войны, Безымянным героям великой страны…». В центре панно — молоденький солдат, павший, защищая Москву. В левом нижнем углу фигуры матерей с портретами не пришедших с войны сыновей, в правом нижнем – художник изобразил своего деда, безногого инвалида Первой мировой войны с Георгиевским крестом на груди, себя, босоногого мальчишку с деревянной шашкой, в буденовке и на деревянной лошадке. В верхней части панно мастер поместил проступающие из-за завес времени образы русского воинства, героев Куликова поля и Бородина и фигуру Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея – обобщённый образ врага. Словом, выставка очень емко и во всей полноте отображает основные направления творчества А.Г. Грачева. Есть здесь и витрина с эскизами, дающими представление о процессе работы художника над своим произведением. Сам Андрей Георгиевич в ответном слове благодарил присутствующих за интерес к его творчеству, живо, с долей юмора вспоминал годы учебы, говорил о волнующих его темах и острых вопросах современной жизни. Впереди у художника много планов и огромное желание творить, продолжая совершенствовать свое мастерство.

автор: Сергей Апостолов

Источник: Газета Маяк

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Свежие новости



Первый пошел...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: